Проект производства работ краном (ППРк)
Стоимость разработки ППР ПС на работу:
- башенного стационарного крана составит от 30 000 (тридцати тысяч) рублей;
- башенного на крановом рельсовом пути - от 35 000 (тридцати пяти тысяч) рублей;
- автомобильного, а также автогидроподъемника, пассажирского и фасадного подъемника - от 25 000 (двадцати пяти тысяч) рублей. Срок разработки - от 1 (одного) рабочего дня с момента получения аванс 50% и ВСЕх необходимых исходных данных.
Выполнение строительно-монтажных работ, погрузочно-разгрузочных работ над действующими коммуникациями, проезжей частью улиц или в стесненных условиях на опасных производственных объектах (ОПО) с применением подъемных сооружений (ПС), должно осуществляться в соответствии с проектом производства работ ППР, разработанным эксплуатирующей или специализированной организацией, в соответствии с требованиями пунктов 159-167 ФНиП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». Данные проекты производства работ иначе называются как проект производства работ краном ППРк.
К ПС и оборудованию, используемому совместно с ПС относятся:
- грузоподъемные краны всех типов
- мостовые краны штабелеры;
- краны-трубоукладчики;
- краны-манипуляторы;
- строительные подъемники;
- подъемники и вышки, предназначенные для перемещения людей;
- грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
- электрические тали;
- краны-экскаваторы, предназначенные только для работы с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;
- сменные грузозахватные органы (крюки, грейферы, магниты) и съемные грузозахватные приспособления (траверсы, грейферы, захваты, стропы), используемые совместно с кранами для подъема и перемещения грузов;
- тара для транспортировки грузов, отнесенных к категории опасных, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;
- специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемых для подъема и перемещения людей;
- рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС), передвигающихся по рельсам.
ППРк разрабатываются специалистами, имеющими опыт работы в строительстве, прошедшими подготовку и аттестованными в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Ответственность за качество и соответствие требованиям промышленной безопасности ППРк несет его разработчик.
Эксплуатация ПС с отступлениями от требований ППРк не допускается. Внесение изменений в ППРк осуществляется разработчиком.
Автор ППРк в ходе строительства проверяет производство работ по разработанному им проекту, а при грубых отступлениях от проекта, которые могут привести к аварии, несчастному случаю, немедленно информировать отдел по надзору за подъемными сооружениями территориального органа Ростехнадзора (субъекты федерации).
ППРк с использованием ПС утверждаются руководителем эксплуатирующей организации, выполняющей работы, и выдаются на участки выполнения работ с применением ПС до начала выполнения предусмотренных там работ.
Лица, согласовывающие и утверждающие ППРк, аттестовываются в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и в объеме требований РД 11-06-2007 и ФНиП «Правила безопасности ОПО, на которых используются ПС».
Специалисты, ответственные за безопасное производство работ с применением ПС, крановщики (операторы), рабочие люльки и стропальщики должны быть ознакомлены с ППРк под роспись до начала производства работ.
Исходными данными для разработки ППРк служат:
- техническое задание на разработку ППРк;
- проект организации строительства ПОС, утвержденный в установленном порядке;
- техническое заключение о грунтах;
- генплан с существующими и проектируемыми зданиями, сооружениями, подземными и надземными сетями и коммуникациями;
- необходимая рабочая документация, утвержденная к производству работ;
- таблица масс поднимаемых краном грузов;
- копия паспорта на грузоподъемный механизм.
ППРк передается на строительную площадку за 5 дней до начала выполнения тех работ, на которые он разработан.
Руководители и специалисты по разработке ППРк, устройству крановых рельсовых путей ПКРП, несут установленную законом ответственность за соответствие разрабатываемых решений требованиям промышленной безопасности и охраны труда. Строительная организация несет ответственность за соответствие строительного объекта ППРк, требованиям промышленной безопасности и охраны труда.
В ППРк с применением ПС, если это не указано в ПОС, должно быть предусмотрено:
- соответствие устанавливаемых ПС условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовой характеристике ПС), ветровой нагрузке и сейсмичности района установки;
- обеспечение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения ПС к оборудованию, строениям и местам складирования строительных деталей и материалов, согласно требованиям пунктов 101-137 ФНиП;
- условия установки и работы ПС вблизи откосов котлованов, согласно требованиям пунктов 101-137 ФНиП;
- условия безопасной работы нескольких кранов на одном пути и на параллельных путях с применением соответствующих указателей и ограничителей;
- перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графические изображения (схемы) строповки грузов;
- места и габариты складирования грузов, подъездные пути;
- мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлено ПС (например, ограждение строительной площадки, монтажной зоны);
- расположение помещений для санитарно-бытового обслуживания строителей, питьевых установок и мест отдыха;
- разрез здания на полную высоту, при положении стрелы ПС над зданием (максимальный и минимальный вылет) и пунктиром - выступающих металлоконструкций ПС при повороте на 180 градусов;
- безопасных расстояний от низа перемещаемого груза до наиболее выступающих по вертикали частей здания или сооружения (должно быть не менее 0,5 м, а до перекрытий и площадок, где могут находиться люди, не менее 2,3 м), с учетом длин (по высоте) применяемых стропов и размеров траверс (при наличии последних);
- безопасных расстояний от частей стрелы, консоли противовеса с учетом габаритов блоков балласта противовеса до наиболее выступающих по вертикали частей здания или сооружения;
- размеров наиболее выступающих в горизонтальной плоскости элементов здания или сооружения (карнизы, балконы, ограждения, эркеры, козырьки и входы);
- условия установки подъемника на площадке;
- условия безопасной работы нескольких подъемников, в том числе, совместной работы грузовых и грузопассажирских подъемников совместно с работой фасадных подъемников, а также совместной работы указанных подъемников и башенных кранов;
- мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен подъемник (ограждение площадки, монтажной зоны). В ППРк должны быть указания о недопустимости проведения работы на высоте в открытых местах при предельной скорости ветра, записанной в паспорте ПС и более, при гололеде, грозе или тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ. В ППРк также должны быть указания о запрещении использовать для закрепления технологической и монтажной оснастки оборудование и трубопроводы, а также технологические и строительные конструкции без согласования с лицами, ответственными за их правильную эксплуатацию, при монтаже (демонтаже) ПС.
ППРк должны иметь в своем составе раздел, связанный с организацией безопасного производства работ с применением ПС. Этот раздел должен включать следующее:
- условия совместной безопасной работы двух и более ПС;
- условия применения координатной защиты работы ПС (при ее наличии на ПС);
- условия совместного подъема груза двумя или несколькими ПС;
- условия перемещения ПС с грузом, а также условия перемещения грузов над помещениями, где производятся строительно-монтажные и другие работы;
- условия установки ПС над подземными коммуникациями;
- условия подачи грузов в проемы перекрытий;
- выписку из паспорта ПС о силе ветра, при котором не допускается его работа;
- условия организации радиосвязи между крановщиком и стропальщиком;
- требования к эксплуатации тары;
- порядок работы кранов, оборудованных грейфером или магнитом;
- мероприятия, подлежащие выполнению при наличии опасной зоны в местах возможного движения транспорта и пешеходов;
- иные требования, изложенные в пунктах 101-137 ФНиП.
В соответствии с приказом Ростехнадзора № 591 от 6 декабря 2013 года «О внесении изменений в Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 года (Положение)» пункт 24 «Положения» изложить в следующие редакции: «Результаты проверки знаний оформляются протоколом в двух экземплярах согласно приложению N 1 к настоящему Положению. Один экземпляр протокола направляется в организацию по месту работы специалиста, проходившего проверку знаний», то есть удостоверения по промышленной безопасности ОТМЕНЕНЫ.